Сборник стихотворений Иосифа Уткина — советского поэта и журналиста, участника Великой Отечественной войны. В книгу вошли тексты, написанные во время пребывания автора в Ташкенте: в сентябре 1941 году Уткин был ранен и полгода восстанавливался после травмы. Несмотря на проблемы со здоровьем поэт просился на передовую и в 1942 года после нескольких прошений был направлен на брянский фронт спецкорреспондентом газет «Правда» и «Известия». В этот период Иосиф Уткин не перестаёт сочинять стихотворения, многие из которых ложатся на песни. «Стихи твои не просто оттиснуты на бумаге, а вошли в жизнь!», — писал Уткину поэт Илья Сельвинский, услышав, как на передовой в одном из блиндажей солдаты поют под гармонь песню на строки «Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, в пылающий адрес войны». Иосиф Уткин погиб за полгода до момента, когда над Рейхстагом взвилось Знамя Победы. В своих стихах он отразил военные будни, любовь к близким и неугасимую веру в человечность. 12+
Журавли
Сборник стихотворений Расула Гамзатова в переводе Наума Исаевича Гребнева. 12+
Василий Тёркин
Военная поэма Александра Твардовского про вымышленного солдата Василия Тёркина, по сути, отражает русский характер: в центре повествования мы видим большого, храброго, доброго парня, весельчака и балагура, возле которого всегда собираются другие солдаты, чтобы послушать его шутки и развеяться после боя. Автор и сам прошёл войну, прекрасно знал острые солдатские шутки и чётко фиксировал их в тексте. Поэму в буквальном смысле разобрали на цитаты: «Бой идет не ради славы, ради жизни на земле» / «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль»…
Александру Твардовскому удалось создать произведение, которое реально поднимало дух у наших солдат на поле боя, текст выходил частями почти всю войну, а когда автор пробовал поэму завершить, он получил столько негодующих писем, что ему пришлось ее продолжить: солдаты требовали, чтобы Василий Тёркин был с ними до самого конца военных действий. Наверное, это и есть заслуженное признание чудесной «книги про бойца». 12+
Священная война
16+
Рассказы Ивана Сударева
Сборник рассказов о Великой Отечественной войне. В их основу легли воспоминания партизан. Повествование ведётся от лица вымышленного персонажа Ивана Сударева, его собирательный образ вдохновлён простыми и отважными людьми, с которыми писатель Алексей Толстой беседовал о войне и подвиге. 16+
Избранное
Сборник рассказов о войне Константина Паустовского. В 1941 году писатель уехал на фронт в качестве военного корреспондента, а затем отправился в действующую армию добровольцем. На тот момент Паустовскому было 49 лет, у него — прогрессирующая астма и проблемы со зрением. Но, несмотря на это, он выезжал на передовую, писал о военных операциях и не бросил порученное дело, несмотря на артобстрелы и бомбёжки. Свои впечатления и мысли Паустовский отразил в коротких рассказах — пронзительных историях о людях, живущих в тылу и сражающихся на фронте, о взрослых и детях, которые по-разному воспринимали войну, но не потеряли человечность и способность делать добро.
Будь здоров, школяр
Вчерашний школьник, попавший в действующую армию, не имеет возможности взрослеть постепенно, у него нет уверенности в том, что завтра он ещё будет жив. Поэтому мечты, фантазии, слезы, страх, сбивчивые слова молитвы и желание жить — всё это происходит с ним одномоментно. Прекрасный пример честного текста о войне глазами тех, кто попал на неё в самом юном возрасте. 16+
Сын полка
Прекрасная повесть взросления мальчишки в условиях военных действий написана Валентином Катаевым в 1944 году. Автор работал фронтовым корреспондентом и однажды заметил в расположении армии ребёнка в полной военной форме, сшитой специально по размеру. Катаев узнал, что одичавшего, обозленного, голодного мальчика нашли бойцы. Постепенно парень стал своим, его оставили в военной части, но, как оказалось, такая история во время Великой Отечественной Войны не была единичной. История взросления, подвига, любви к ближнему и сегодня обязательна к прочтению и как часть памяти о страшных событиях века двадцатого, и как лакмусовая бумага морального духа и человечности. 12+
Стихотворения
Александр Твардовский сам прошёл войну, был военным корреспондентом, знал о боях не понаслышке. Его поэзию отличает тонкая наблюдательность, часто пишет он о военных действиях, размышляет о природе войны, передает ежедневный быт солдат и их ежедневный подвиг «ради жизни на земле». Живой язык и близость к обычным солдатам делает его стихи абсолютно бессмертными. 16+
До свидания, мальчики
Стихотворение, посвящённое военному прошлому и сверстникам поэта — выпускникам школы 1941 года, погибшим на войне. В произведении Булат Окуджава обращается к юношам и девушкам, которые уходят на фронт, и заклинает их вернуться домой живыми и невредимыми. Булат Окуджава ушел на фронт в возрасте 18 лет в августе 1942 года. Служил миномётчиком, был ранен. Заслужил медали «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», а также был награждён орденом Отечественной войны I степени. 12+
Убиты под Москвой
Пожалуй, это самый известный текст писателя Константина Воробьева. Если вы соберётесь путешествовать по Московской области, в 30 км от Волоколамска с его прекрасным историческим Кремлём найдите деревню Лотошино, где и происходили события повести. Совсем рядом с Москвой в 1941 году при обороне столицы погибли многие молодые ребята — по сюжету речь идёт об учебной роте кремлевских курсантов. Главный герой, лейтенант Алексей Ястребов, останется в живых, но за пять дней описываемых событий станет старше лет на сто. 16+
Военные повести
Представьте себе фотографию большого класса: 45 человек еле-еле помещаются в кадр, кто-то улыбается, кто-то хмурится, кто-то жалуется, что его толкают с двух сторон. Впереди вся жизнь, счастье, любовь... В живых из класса осталось 19 человек, из них — только два мальчика. Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» — о них, ваших ровесниках, ушедших на фронт, ещё не закончив школу. Герой повести «В списках не значился» лейтенант Коля Плужников чуть старше — в год начала Великой Отечественной ему 19 лет. Отказавшись от должности в военном училище, он отправляется служить в Брестскую крепость. Прибыл он на место в ночь с 21 на 22 июня 1941 года — и его даже не успели внести в списки личного состава, когда Брестская крепость приняла на себя первый удар фашистской Германии. «Женщинам труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал», — говорил Борис Васильев о создании повести «А зори здесь тихие…». Пять девушек-зенитчиц и их командир, старшина Федот Васков, должны перехватить диверсантов, пытающихся лесами пройти к стратегическим объектам. Остановить их любой ценой — даже ценой собственной жизни. 12+
Мёртвым не больно
Книги, созданные белорусским прозаиком Василем Быковым, принесли ему мировую известность и признание миллионов читателей. Пройдя сквозь ад Великой Отечественной войны, прослужив в послевоенной армии, написав полсотни произведений, жестких, искренних и беспощадных, Василь Быков до самой своей смерти оставался «совестью» не только Белоруссии, но и каждого отдельного человека вне его национальной принадлежности. 16+
Генерал и его армия
Георгий Владимов каждый текст выпускал таким, что перехватывало дыхание. Простых, проходных романов и повестей у него попросту нет. Вот и роман «Генерал и его армия» тоже тяжелый и сложный, но точный и глубокий для понимания нашей истории, Великой Отечественной Войны, психологии человека на этой войне… Немаловажно, что в романе идет речь и об одной из самых закрытых организаций того времени — о СМЕРШе, целью которого был поиск шпионов внутри Советской Армии. 16+
Жизнь и судьба
Василий Гроссман написал роман-эпопею о событиях Великой Отечественной Войны ещё в 50-е годы XX века, когда эхо военных действий и общей скорби по погибшим громко звучало в каждой семье. Но книга нашла своего читателя только спустя 30 лет. Гроссман затронул и раскулачивание, и массовый голод, и аресты 1937—1938 годов. Всё это было в нашей истории, поэтому роман остаётся предельно важным в любую историческую эпоху, как маркер времени и знак памяти. 16+
Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина
Главный герой романа Иван Чонкин — настоящий Иванушка-дурачок из русских сказок. Он не умён, неказист, и даже участие в Великой Отечественной войне у него получается нелепое: его поставили охранять брошенный в деревне самолёт и забыли. Но как бывает в сказках, дурачок на поверку оказывается храбрецом и получает за свои подвиги орден Боевого Красного Знамени. 16+
Партизаны. Война под крышами
«Война под крышами» — первая часть знаменитой дилогии белорусского писателя Алеся Адамовича, посвящённой партизанскому движению в Белоруссии во время Великой Отечественной войны. 12+
Дневник Анны Франк
«Несмотря ни на что, я всё ещё верю, что люди хороши в душе»* — эти слова Анны стали завещанием всему человечеству. Дневник стал символом надежды и напоминанием о цене войны. Это книга, которая меняет взгляд на мир через сочетание бытовых подробностей и глубоких мыслей о жизни и взрослении в неволе. Один из самых пронзительных документов эпохи Холокоста — дневник еврейской девочки Анны Франк, которая в течение двух лет (1942–1944) скрывалась от нацистов в убежище в Амстердаме. Записи, сделанные 13–15-летней Анной, — это не только свидетельство ужасов войны, но и трогательная история взросления, наполненная мечтами, страхами, первыми влюблённостями и неистребимой верой в людей. 12+
Каратели
«Каратели» – это жестокая и правдивая хроника зверств нацистских палачей в Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Основанная на реальных документах и свидетельствах выживших, книга раскрывает механизм массового уничтожения мирных жителей, показывая не только бесчеловечность оккупантов, но и мужество тех, кто сопротивлялся. Адамович, мастер военной прозы, создаёт пронзительный текст, который заставляет помнить о цене войны и не допустить повторения трагедии. 16+
Рассказы
Алесь Адамович знал о войне не понаслышке. В 1942 году, когда ему было всего четырнадцать лет, он стал связным партизанского отряда. Именно потому всё то, что впоследствии создал писатель, написано так реалистично и правдиво, ведь он описывал свою реальную войну. Произведения Алеся Адамовича переведены более чем на двадцать языков и не оставили равнодушным никого в цивилизованном мире. В этом сборнике представлены рассказы «Клуб, или рукописи горят», «Гость», «Неподвижность», «”Мут” по-немецки означает “мужество”». 16+
Хатынская повесть
Пронзительная документальная проза о трагедии белорусской деревни Хатынь, сожжённой нацистами в 1943 году. Через воспоминания выжившего очевидца Адамович восстанавливает ход карательной операции, показывая ужас войны глазами простых людей. Это не просто история одного села — это памятник всем жертвам фашистского террора. Особую силу тексту придаёт выбранная автором форма: книга написана как эмоциональный документально-художественный репортаж, в основе истории - реальные события и свидетельства. Цена Победы и масштаб народной трагедии даны сквозь историю одной деревни. 16+
Военные повести
Великая Отечественная война, увиденная глазами фронтовика. В повестях Василя Быкова не описаны великие сражения, их герои не совершают подвигов на поле боя. Но на самой страшной из войн перед людьми встаёт тяжёлый моральный выбор, и иногда остаться человеком можно только ценой собственной жизни. 12+
Альпийская баллада
«Альпийскую балладу» белорусский писатель Василь Быков написал в 1964 году. Он называл себя представителем «убитого поколения» — людей, рождённых в первой половине 1920-х годов. Быков писал только о войне. Романтическая «Альпийская баллада» не стала исключением — в ней русский военнопленный Иван и итальянская коммунистка Джулия пытаются перейти Альпы, спасаясь от немцев, которые идут по следу. Иван и Джулия ранены, голодны, измождены физически и психологически, но не сломлены, влюблены друг в друга и готовы рискнуть всем, чтобы выжить. В 1965 году повесть экранизировали, главную роль сыграла Любовь Румянцева. 16+
Альпийская баллада
Быков показывает войну как абсурд, где главной ценностью становится не победа, а право остаться человеком. «Это были три дня, ради которых стоило прожить жизнь»* – ключевая строка повести, ставшая её поэтическим эпиграфом. Любовь как протест, цена свободы, личное или идеологическое – в этой военной повести о трёх днях любви и свободы, вспыхнувших среди ужасов Второй мировой войны, есть всё. Советский солдат Иван, бежавший из нацистского концлагеря, и итальянская узница Джулия спасаются в заснеженных Альпах, пытаясь обрести спасение и человеческое тепло перед лицом смерти. 16+
Дожить до рассвета
Быков исследует «неудобную» правду войны – большинство подвигов остаются незамеченными, а жертвы – бессмысленными. Но именно в этом абсурде рождается подлинный героизм. Повесть продолжает традицию «окопной правды», показывая войну не через призму генеральских карт, а глазами простого исполнителя смертельно опасных приказов. Лейтенант Игорь Ивановский получает приказ уничтожить немецкий склад боеприпасов, но операция идёт не по плану. Оставшись один в зимнем лесу, раненый и обмороженный, герой должен сделать выбор между бессмысленной смертью и последним шансом на выполнение задания. 12+
Сотников
Моральный выбор, природа мужества и цена жизни – Быков снимает героический лоск с войны, показывая, что подвиг – это не красивые жесты, а страшный внутренний выбор обычного человека. Зимой 1942 года двое партизан — принципиальный Сотников и приспособленец Рыбак — отправляются за провизией для отряда. Попав в плен к полицаям, каждый делает свой экзистенциальный выбор: один принимает муки и смерть, сохраняя достоинство, другой — ценой предательства пытается выжить. Текст экранизирован Ларисой Шепитько («Восхождение», 1976) — это единственный советский фильм, получивший «Золотого медведя» Берлинского фестиваля. 12+
Хроника пикирующего бомбардировщика
Пикирующие бомбардировщики – элита советских ВВС. Эта повесть - динамичный и пронзительный текст о буднях советских лётчиков-бомбардировщиков в годы Великой Отечественной войны. Кунин, сам бывший военный лётчик, без пафоса и прикрас показывает войну глазами молодых пилотов, для которых каждый боевой вылет может стать последним. Яркие, живые характеры героев, аутентичные детали лётной работы, фронтовой юмор и чувство плеча - автор показывает, что настоящие герои – не былинные богатыри, а обычные парни, честно делавшие свою работу. 12+
Отцовская куртка
Один из лучших примеров «тихой» военной прозы для детей, где война показана не через бои, а через её отголоски в детских судьбах. Трогательный рассказ о детской любви, потере и памяти, ставший классикой советской детской литературы. Когда мальчик Ваня теряет дорогую отцовскую куртку — последнюю вещь, оставшуюся от погибшего на войне папы — его детское горе и раскаяние раскрывают перед читателем всю глубину детской души. Идеально подходит для первого знакомства с военной темой в литературе. Рассказ мягко учит ответственности, честности и ценности семейных воспоминаний. 12+
В осаждённом городе
Подросткам, педагогам и всем, кто ценит живые голоса свидетелей, этот текст просто необходим для первого знакомства с темой блокады. Уникальное свидетельство ребёнка (автору было 13 лет в 1941), дополняющее взрослые мемуары о блокаде. Жанровыми особенностями текста являются автобиографическая проза с элементами репортажа; лаконичный, почти протокольный стиль (без патетики); контраст детского языка с ужасами содержания. Удивительная документальная повесть о блокадном Ленинграде глазами ребёнка. Автор, переживший первые, самые страшные месяцы блокады (1941-1942), создаёт беспощадно честный дневник выживания, где хлебные карточки становятся важнее книг, а смерть соседа — обыденностью. 12+
Семнадцать мгновений весны
«В разведке не стреляют — здесь думают» — принцип работы главного героя. Это не просто шпионский роман — это гимн профессионализму, где холодный ум побеждает животный страх. Культовый шпионский роман о советском разведчике Максе Отто фон Штирлице, внедрённом в верхушку Третьего рейха весной 1945 года. На фоне агонии нацистского режима разворачивается тонкая игра, где каждый шаг может стать последним. Экранизация Татьяны Лиозновой (1973) стала национальным достоянием, а фраза «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться» — крылатой. 16+
Мальчики с бантиками
14-летний Санёк — alter ego автора — в 1942 году поступает в школу юнг на Соловецких островах, где из обычных мальчишек ковали будущих моряков. Это история взросления под грохот войны, где бантики на бескозырках стали символом отваги юных моряков.* Война глазами подростка, настоящая мужская школа и флотское братство – и всё это с живым, образным языком Пикуля, документальной точностью и ностальгической интонацией. За годы войны школа юнг подготовила 4111 специалистов, каждый третий погиб. Повесть – памятник этим мальчишкам. Рекомендована подросткам как великолепный пример жизни ровесников на войне. 12+
Девушка из города башмачников
Трогательная и трагическая история о судьбе молодой еврейской девушки в оккупированной Польше во время Второй мировой войны. Повесть раскрывает малоизвестные страницы Холокоста через призму личной драмы героини, вынужденной скрываться и бороться за выживание. Повесть продолжает традицию "литературы свидетельства", сохраняя память о трагедиях, которые нельзя забывать. Рекомендуется для старшеклассников и взрослых читателей, готовых к серьёзному и глубокому чтению о войне. 12+
Эго. Абрикосовое варенье
Миниатюрный, но предельно насыщенный философский этюд, в котором Солженицын с присущей ему афористичной точностью размышляет о природе человеческого «я». Через образ абрикосового варенья — сладкого, но быстро теряющего вкус — автор проводит параллель с тщетностью эгоцентричного существования. Рассказ продолжает авторские размышления о ложных и истинных ориентирах человеческого существования, характерные для позднего творчества Солженицына. 16+
Барбаросса. Большая стратегия
Монументальный исторический роман-размышление о роковых стратегических ошибках нацистской Германии в Великой Отечественной войне. Через призму операции «Барбаросса» Пикуль анализирует, как амбиции, самонадеянность и незнание России привели Третий Рейх к катастрофе. 16+
Барбаросса. На подступах
Монументальный исторический роман-размышление о роковых стратегических ошибках нацистской Германии в Великой Отечественной войне. Через призму операции «Барбаросса» Пикуль анализирует, как амбиции, самонадеянность и незнание России привели Третий Рейх к катастрофе. Эта книга – три в одном: военная стратегия – детальный разбор планов вермахта и просчётов немецкого командования; обзор исторических личностей – Гитлер, Гудериан, Паулюс и советские полководцы под пристальным взглядом автора; вопросы психологии войны – почему «молниеносная война» против СССР была обречена с первых дней. Книга идеально подойдёт для любителей военной истории, ценителей исторической прозы и всех, кто хочет понять глубинные причины краха гитлеровской военной машины. 16+
Барбаросса. Большая излучина
Монументальный исторический роман-размышление о роковых стратегических ошибках нацистской Германии в Великой Отечественной войне. Через призму операции «Барбаросса» Пикуль анализирует, как амбиции, самонадеянность и незнание России привели Третий Рейх к катастрофе. Эта книга – три в одном: военная стратегия – детальный разбор планов вермахта и просчётов немецкого командования; обзор исторических личностей – Гитлер, Гудериан, Паулюс и советские полководцы под пристальным взглядом автора; вопросы психологии войны – почему «молниеносная война» против СССР была обречена с первых дней. Книга идеально подойдёт для любителей военной истории, ценителей исторической прозы и всех, кто хочет понять глубинные причины краха гитлеровской военной машины. 16+
Пронзительная повесть Андрея Платонова, написанная в 1943 году, рассказывает о подвиге простых солдат, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. Через судьбы героев автор раскрывает не только ужас и жестокость войны, но и силу человеческого духа, способного на самопожертвование во имя жизни других. Основными темами книги стали жертвенность и мужество, память и бессмертие, человек на войне. Лаконичный, но эмоционально насыщенный язык книги не оставляет равнодушным ни одного читателя. Ценность авторского замысла раскрывается не только в глубоком психологизме и философской глубине поднимаемых вопросов, но и в соединении трагизма и надежды. 16+
На могилах русских солдат
Память как нравственный долг – основная тема важного послевоенного очерка, в котором Платонов размышляет о цене Великой Победы через образы заброшенных солдатских могил. Автор с характерной философской глубиной и лирической интонацией превращает конкретные фронтовые впечатления в универсальное высказывание о памяти, долге живых и необратимости потерь. Его диалог с погибшими – попытка осмыслить, как жить после такой трагедии. Текст звучит как предостережение против исторической амнезии и призыв беречь мир. Этот очерк – не просто документальное свидетельство, а вневременное размышление о природе подвига и цене, которую платит за победу простая земля. 12+
Дед-солдат
Этот рассказ – маленький шедевр, напоминающий, что настоящее богатство человека не в силе, а в доброте и мудрости. Тёплый, немного наивный тон с налётом народной притчи оттеняется глубокой философией в простых на первый взгляд словах: характерный платоновский язык такой и есть – искренний и пронзительный. Мудрый и трогательный рассказ о старом солдате, прошедшем через войну, но сохранившем в сердце доброту и любовь к жизни. Платонов через простую, почти сказочную историю раскрывает глубину народного понимания истории, связь поколений и вечные ценности — труд, справедливость и человечность. 12+
Тяжёлый песок
Это не просто книга о войне – это памятник целому миру, который пытались уничтожить. Эпичная семейная сага, охватывающая три десятилетия (1910-1942) и рассказывающая о судьбе еврейской семьи в предвоенной Европе и Холокосте. Через историю любви советской женщины Рахили и швейцарского еврея Якова автор показывает, как мирная жизнь превращается в борьбу за выживание. Один из первых советских романов, открыто рассказавших о Холокосте (написан в 1978, но опубликован лишь в перестройку). Роман стал откровением для советских читателей, привыкших к «безнациональной» военной прозе. 12+
Великие полководцы Второй мировой
Фундаментальное исследование, раскрывающее стратегический гений и человеческие качества военачальников, определивших исход крупнейшего конфликта в истории. Книга через призму биографий ключевых фигур анализирует, как личности формировали ход войны.
Ключевые разделы: − Советская школа: Жуков, Рокоссовский, Василевский – новаторы глубокой операции; − Западные союзники: Эйзенхауэр, Монтгомери, Паттон – мастера координации; − Германские тактики: Манштейн, Гудериан, Роммель – блицкриг и его крах; − Азиатско-Тихоокеанский театр: Ямамото, Макартур – противостояние на море.
Сравнительный анализ стратегических решений и малоизвестные факты из личных архивов, сочетание биографического очерка, военного анализа и психологического портрета делают эту книгу отличным инструментом изучения военной истории. 12+
Великие сражения Второй мировой
Масштабное исследование ключевых битв 1939–1945 гг., определивших ход мировой истории. Книга сочетает стратегический анализ с человеческими историями, показывая войну как гигантскую мозаику подвигов, тактических решений и исторических поворотов.
Структура книги: − Переломные моменты: Сталинград, Эль-Аламейн, Мидуэй, Курск; − Забытые фронты: сражения в Бирме, Италии, Арктике; − Технологии войны: как танки, авиация и шифровальщики меняли баланс сил.
Сравнения советских, немецких и союзных архивов и свидетельства участников с обеих сторон помогут читателю ответить на главный вопрос книги: "Как отдельная атака роты или решение одного офицера влияли на судьбу миллионов?" 12+
Живые и мёртвые
Первая часть одноимённой трилогии Константина Симонова, озвученная заслуженным артистом России Александром Бордуковым. В центре повествования — журналист, который приезжает из тыла писать статьи о войне, но берёт в руки оружие и остаётся на фронте рядовым. В основу книги «Живые и мёртвые» легли дневниковые записи Симонова: писатель служил военным корреспондентом, участвовал в боях, в 1944 году получил чин подполковника, присутствовал при подписании Акта о капитуляции Германии, а после войны за свои заслуги был награжден званием полковника. Первая часть эпопеи «Живые и мёртвые» была издана в 1959 году. В 1962 году опубликовали вторую — «Солдатами не рождаются», третья часть («Последнее лето») увидела свет в 1971 году. 16+
Солдатами не рождаются
Монументальная трилогия (1960-1970), ставшая литературным памятником Великой Отечественной войне. Через судьбы военного корреспондента Синцова и генерала Серпилина Симонов воссоздаёт панораму 1941-1944 годов — от катастрофических отступлений до первых побед. «Солдатами не рождаются» – вторая книга трилогии, повествует о переломе войны под Сталинградом. Первое крупное произведение, показавшее 1941 год без цензурных прикрас. Симонов использовал фронтовые дневники, которые вёл с первых дней войны. 16+